• Регистрация

ЕГЭ по английскому языку

ЕГЭ по иностранным языкам еще не стал обязательным, но в последние годы неуклонно растет число выпускников, выбирающих этот экзамен. Объясняется это значительным расширением перечня программ высшего образования, при приеме на обучение по которым требуется пройти вступительное испытание по иностранному языку.

Что является объектом экзаменационного контроля на ЕГЭ по английскому языку?

Экзамен проверяет уровень компетенции выпускников в четырех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, письме и говорении. Отдельно проверяются лексико-грамматические навыки.

Письменная часть ЕГЭ состоит из четырех разделов:

Раздел 1. Аудирование (Задания 1-9)

Раздел 2. Чтение (Задания 10-18)

Раздел 3. Грамматика и лексика (Задания 19-38)

Раздел 4. Письмо (Задания 39-40)

Устная часть ЕГЭ состоит из одного раздела:

Раздел 5. Говорение (Tasks 1-4)

В каждом из разделов есть задания разной сложности, что позволяет наиболее точно определить уровень знаний выпускника. Максимальный балл, который можно получить за выполнение заданий письменной части – 80, устной части – 20.

Все тексты, использующиеся на экзамене, являются аутентичными и проходят три этапа содержательной экспертизы, которая всегда проводится носителем языка с целью выявления текстологического соответствия текстов.

Какой уровень владения английским языком требуется для успешной сдачи ЕГЭ?

ФГОС среднего (полного) общего образования предусматривает достижение выпускниками «порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого языка, так и с представителями других стран, использующих этот язык как средство общения».

Однако экзаменационные контрольно-измерительные материалы содержат задания разной степени сложности, рассчитанные на тех, чей уровень владения языком примерно соответствует международным уровням В1-В2.

 

В1 Пороговый уровень (Threshold)

Intermediate (средний)

PET

Если вы можете более или менее уверенно выражать свои мысли, знаете и используете в речи большинство распространенных грамматических конструкций, читаете простые книги, периодически заглядывая в словарь и можете написать приятелю подробное письмо на тему «Как я провел лето», вы находитесь на уровне Intermediate (средний).

B2 Пороговый продвинутый уровень (Vantage) или pre-B2

Pre-Upper-Intermediate (подготовительный высокий)

РЕТ

Если вы говорите бегло и уверенно, но пока еще с ошибками, неплохо знаете грамматику, но не всегда правильно ее применяете, можете исправлять свои ошибки, когда вам на них указывают, можете написать практически любой текст, хотя не всегда различаете стили (например, вставляете разговорную лексику в официальное письмо), понимаете большую часть разговорной речи, и даже пытаетесь читать книги без словаря, то ваш уровень Pre-Upper-Intermediate (подготовительный высокий).

B2 Пороговый продвинутый уровень (Vantage)

Upper-Intermediate (высокий)

FCE

Если вы твердо знаете грамматику и практически всегда правильно ее применяете (за исключением нюансов), если вы в состоянии смотреть фильмы и передачи в оригинале, читаете английских классиков, беседуете с носителями языка для удовольствия, и владеете различными стилями английской письменной речи, то у вас типичный Upper-Intermediate (высокий).

Как определяется уровень владения английским языком?

К 1996 г. экспертами Совета Европы в рамках проекта «Изучение языков для европейского гражданства» (“Language Learning for European Citizenship”) была разработана система общеевропейских компетенций владения иностранным языком – “Common European Framework of Reference” (CEFR). Изначально призванная обеспечить достижение определенной языковой компетенции для получения европейского гражданства (а также возможности учебы и работы в странах-членах ЕС в условиях чужой языковой среды), система CEFR стала международным эталоном определения уровня владения иностранным языком. Неслучайно в ноябре 2001 года резолюция Совета ЕС рекомендовала использование CEFR для создания национальных систем оценки языковой компетенции.

Система CEFR существенно изменила международные требования к уровню преподавания европейских языков вообще, и английского языка, в частности, закрепив практико-ориентированные деятельностно-коммуникативный и компетентностный подходы к изучению иностранных языков в качестве основных современных подходов, на деле доказавших свою эффективность. Если раньше было достаточно научить человека навыкам чтения и перевода текста со словарем, то в настоящее время любой из уровней предполагает владение в той или иной степени (в соответствии с критериями CEFR) всеми четырьмя видами речевой деятельности, которые теперь рассматриваются в качестве объекта обучения ИЯ.

В основу системы CEFR было положено аспектное обучение деятельности общения на иностранном языке, предполагающее развитие навыков чтения, аудирования, говорения и письма. Такой подход позволил

  • установить международные уровни (А1 – С2):
    • А (А1 и А2) – элементарное владение
    • B (B1 и B2) — самостоятельное владение
    • C (C1 и C2) – свободное владение
  • определить критерии каждого из этих уровней
  • сформировать метод оценки и обучения, применимый для всех европейских языков.

Достижение того или иного уровня может быть подтверждено при помощи сдачи экзамена и получения соответствующего сертификата:

  • KET – A2
  • PET – B1
  • FCE - B2
  • CAE – C1
  • CPE – C2

Структура российских экзаменов за курс основной школы (ОГЭ) и за курс средней школы (ЕГЭ) в общих чертах соответствует структуре международных экзаменов. ОГЭ успешно сдается теми девятиклассниками, чей уровень примерно соответствует А2 (А2+). Однако уровень, позволяющий получить высокие баллы на ЕГЭ, является промежуточным и соответствует В1-В2. То есть, выпускники, сдавшие ЕГЭ, могут с уверенностью рассчитывать на успешную сдачу РЕТ, но им потребуется дополнительная подготовка для получения сертификата FCE.

Как подготовиться к ЕГЭ по английскому языку?

Подготовку к ЕГЭ по английскому лучше всего начинать за два года, то есть уже в 10-м классе. Это позволит не просто научиться «решать варианты», а существенно повысить общий уровень владения языком. Запас времени позволит обстоятельно подойти к развитию умений и навыков по каждому из видов речевой деятельности, а также обогатить свой словарный запас и усовершенствовать коммуникативные, лексико-грамматические и фонетические (произносительные) навыки.

Какие методики используются для эффективной подготовки к ЕГЭ по английскому языку?

Коммуникативно-когнитивный метод.

Современным методом, применение которого оправдано и целесообразно, когда иностранный язык изучается вне языковой среды, когда многие особенности употребления языка в частности фонетические, лексико-грамматические, а также социокультурные, должны усваиваться на уровне знаний, является коммуникативно-когнитивный. Данный метод позволяет обеспечить одновременное решение двух взаимосвязанных задач: обучение содержательному речевому общению с целью получения и обмена информацией в рамках поставленной коммуникативной задачи попутно с осознанным совершенствованием фонетических и лексико-грамматических основ иноязычной речи, а также расширением социокультурных познаний и развитием компенсаторных навыков.

Коммуникативно-когнитивный метод обучения иностранным языкам имеет психолингвистическую природу и применяется в рамках коммуникативного подхода, что предполагает осуществление речевой деятельности во всех ее видах с целью решения поставленных коммуникативных задач. Он базируется на принципах когнитивного (познавательного) подхода (от лат. «cognitio» - «познание», «осознание») и, прежде всего, на принципе сознательности самих обучающихся, от которых ожидается активное участие в процессе обучения, а именно, задействование умственных процессов при изучении языковых средств с учетом индивидуальных особенностей запоминания и восприятия и когнитивного стиля, а также осознанное стремление к практическому использованию изученного языкового материала.

Особенность применения коммуникативно-когнитивного метода заключается в том, что полученная информация не является «мертвым грузом» – она анализируется, запоминается и сразу внедряется в практику: познавательная информация сообщается и обсуждается в процессе общения; языковая информация, усвоившись, обогащает речь и способствует совершенствованию речевой деятельности во всех ее видах. Осознание обучающимися того факта, что получаемые знания, развиваемые умения и навыки необходимы «здесь и сейчас», то есть уже в процессе обучения, является отличным стимулом для развития мотивации.

Сознательно-практический метод сводится к сознательному овладению обучающимися необходимыми для общения языковыми формами (конструкциями), а решающим фактором обучения признается речевая практика (деятельность) на изучаемом иностранном языке. Одним из принципов данного метода является тщательный отбор и минимизация изучаемого материала в строгом соответствии с целями и задачами обучения, что является особенно актуальным при работе над лексико-грамматической стороной речи. Следование этому принципу при подготовке к ЕГЭ позволяет отобрать для изучения преимущественно тот материал, знание которого проверяется на экзамене, что позволяет разумно минимизировать объем изучаемого материала и высвободить время для практического овладения им.

Прямой метод в аудиолингвальной модификации зарекомендовал себя как эффективное средство при овладении звуковой стороной речи – отработке правильного произношения звуков, расстановке правильного ударения в словах и правильной интонации в предложениях, что проверяется на ЕГЭ, прежде всего, при выполнении такого задания Устной части, как чтение вслух.

Фонетическая сторона речи может вызывать затруднения у многих обучающихся, независимо от исходного языкового уровня, поэтому отработка произносительных навыков требует отдельного внимания при подготовке к экзамену. Для этого, наряду с коррекцией произношения звуков, требуется прослушивать звукозаписи текстов и диалогов, как с целью понимания, так и для активного использования произносимого текста – копирования произношения и интонации, повторения, заучивания (parrot fashion).

Автоматическое заучивание подразумевает применение прямого метода в его аудиолингвальной модификации, что предполагает запоминание речевых образцов путем их многократного повторения (drill). Смысл этого заключается в том, что заученные фразы или речевые конструкции откладываются в памяти с тем, чтобы в нужный момент их использовать в речи. Такому автоматическому заучиванию подлежат не только фразы (как того требует прямой метод), но также выражения и даже отдельные слова или слова, взятые в системе (например, неправильные глаголы). Такой вид работы, помимо развития фонетических навыков, поможет обогатить словарный запас и создать основу для говорения.

Какие учебные пособия используются для эффективной подготовки к ЕГЭ по английскому языку?

Объемы продаж различных учебно-методических пособий показывают, что подготовка к экзамену часто понимается как бесконечное выполнение заданий — без достаточного этапа обучения, разработки стратегии и алгоритмов действий и последующего анализа. Однако следует иметь в виду, что популярные сборники контрольно-измерительных материалов сами по себе ничему не учат, нередко они даже не отражают реалий экзамена и уж тем более не позволяют проработать все необходимые навыки.

Поэтому в нашем Учебном центре для эффективной подготовки к ЕГЭ используются:

  • пособия-учебники, содержащие краткие объяснения и стратегии выполнения заданий, а также качественные упражнения для формирования и развития навыков по отдельным видам речевой деятельности
  • пособия-тренажеры, содержащие задания для закрепления и отработки уже сформированных навыков и тренировочные упражнения в экзаменационном формате

В процессе подготовки к ЕГЭ отлично зарекомендовали себя пособия серии “Exam Skills for Russia”, опубликованные издательством Macmillan. Одним из авторов-разработчиков этих пособий является Мария Вербицкая, ведущий научный сотрудник Центра разработки контрольно-измерительных материалов ФИПИ, председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам.

Каждое пособие этой серии представляет собой отдельный УМК, включающий книгу для ученика, книгу для учителя, а также аудиофайлы, находящиеся в свободном доступе на сайте издательства, и on-line тренажер, доступ к которому осуществляется по коду.