• Регистрация

Скорочтение: «Для чего?», «Что?» и «Как?»

 

 Диана Ахмадеева, психолог-тренер Учебного центра

 

Для чего?

С момента появления интернета в современном мире найти информацию уже не составляет труда — гораздо сложнее освоить этот громадный объем постоянно пополняющихся нужных, важных, необходимых и интересных сведений.

 

Но как научиться быстро и эффективно работать с информацией? Как успевать быть в курсе событий в профессиональной сфере? Как справляться с потоком  рутинных лел, да еще найти время почитать что-нибудь «для души»?

 

Скорочтение — этот способ достичь успеха в любой сфере деятельности: и в учебе, и в профессиональной  карьере!

 

Что мы называем скорочтением, и в чем его преимущества?

Обычное чтение и скорочтение можно сравнить с передвижением по незнакомому городу пешком и на велосипеде/машине. К примеру, если ваша цель — отдохнуть, вы можете выбрать один единственный парк и не спеша прогуляться по нему пешком.

 

Если же вы собираетесь насладиться множеством интересных мест города — в вашем распоряжении велосипед, на котором вы сможете быстро и с удовольствием объехать все окрестности, останавливаясь полюбоваться там, где вам понравится.

 

Если же у вас совсем мало времени, но вы хотите успеть добраться до главных достопримечательностей города — имеет смысл воспользоваться машиной.
Такая свобода выбора позволяет экономить время, используя его на то, что действительно важно и интересно!

 

Навыки скорочтениея дают неоценимые удобства и преимущества:
  • увеличивается скорость чтения и качество усвоения прочитанного
  • появляются гибкие стратегии чтения — ведь нерационально одинаковым образом читать учебник, блог в интернете, смс переписку с друзьями и художественную литературу
  • формируется навык быстрой  оценки информации, понимания и анализа
  •  лучше запоминается прочитанное, ведь при быстром чтении активизируется мышление и читающий занимает активно-включенную роль (в отличие от привычного чтения, когда мысли далеко не всегда следуют за содержанием текста)
  • развивается внимание — его объем, концентрация, распределение и быстрота переключения
  • это отличный «тренажер для мозга»: вы развиваете интеллектуальные способности и активизируете умственную деятельность.

 

Как и чему мы учимся в процессе освоения скорочтения?

При освоении скорочтения внимание уделяется формированию и развитию нескольких основных умений, навыков и привычек:

1. Расширение поля восприятия.

Всех нас в детстве учили читать сначала по слогам, затем по словам. Часто на этом моменте мы и останавливаемся. Тогда как можно научиться воспринимать за одну фиксацию взгляда  4-5 слов, всю строчку, полностью абзац. И это еще не предел совершенства! Увеличение единиц восприятия информации позволяет читать гораздо быстрее.

2. Избавление от регрессий - неосознанного возвращения глаз к уже прочитанному.

Эта тормозящая привычка тесно связана с недостатком внимательности при чтении.

«Глаза над буквами скользят, а мысли далеко...» Естественно, что цена, которую мы платим в этом случае — в разы увеличивающееся время чтения, ведь приходится заново возвращаться к уже, по идее, усвоенному тексту.

3. Оттеснение артикуляции - проговаривания при чтении.

Опять же из детства, из самого процесса обучения чтению, тянется наша тормозящая привычка проговаривать читаемый текст. Ведь сначала мы учились читать вслух, и только потом происходила так называемая интериоризация - превращение процесса из внешнего во внутренний, и мы могли начать читать про себя. Кто-то проговаривает шепотом - «себе под нос», кто-то с внешне незаметными движениями мышц гортани и языка. Но в любом случае при таком способе усвоения информации невозможно существенно увеличить скорость чтения. Она просто не сможет превысить нашей максимальной скорости проговаривания.

В процессе скорочтения мы учимся переходить от схемы: «увидел — проговорил — услышал — понял» к гораздо более простой и быстрой схеме: «увидел — понял».

4. Развитие скоростного понимания и быстрого анализа прочитанного.

Для этого мы тренируемся при чтении в первую очередь ориентироваться на ключевые слова, существенные данные, смысловые опорные пункты. Это достигается благодаря умению видеть структуру текста, разграничивать главные и второстепенные мысли автора. Многие философы писали о том, что любой текст является системой ответов на вопросы, которые ставит перед собой автор в процессе написания. Поэтому если при чтении нам удается восстановить, осознать эти вопросы, то понимание и запоминание текста становится значительно более легким и быстрым.

5. Активная роль читающего и гибкая стратегия чтения.

Немаловажным является также развитие и закрепление привычки активного, аналитического, включенного отношения к читаемому материалу. Текст, над которым произведена интеллектуальная работа, перестает быть просто набором идей - он становится живым, его гораздо легче понять и сложнее забыть.

Кроме того, мы осваиваем различные стратегии чтения и учимся, в зависимости от наших целей и особенностей текста, гибко их варьировать.

Для освоения таких важных и полезных умений существуют специальные упражнения.

 

Это то, что можно освоить только на практике: нельзя научиться плавать, стоя на суше. 

А посему, с радостью приглашаю вас на тренинг — окунуться в захватывающий процесс интеллектуального саморазвития и открыть для себя скорочтение!