• Регистрация

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ

  • учащиеся 10-11-х классов

  • студенты и выпускники колледжей

  • выпускники школы прошлых лет 

Преподаватель: Кульпина Виктория Вячеславовна, эксперт ЕГЭ, участник группы разработчиков критериев проверки итогового сочинения. 

ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ

  • Освоение навыков создания композиции текста,  приемов литературного языка
  • Знакомство с критериями оценки выпускного  сочинения и критериями оценки сочинения на этапе поступления в вуз
  • Разбор всех тематических направлений
  • Тренинг навыков подбора аргументации для заданных тем текущего года

Курс предназначен для выпускников прошлых лет,  и  выпускников колледжа, поступающих в вуз.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ СОЧИНЕНИЯ

•          5 тем в соответствии с объявленными тематическими направлениями

•          бланки для сочинения

•          объем сочинения  от 350 (250 слов и менее - «незачет»)

•          длительность экзамена -  3 часа 55 минут

В Правилах приема каждого вуза обозначены условия, при которых абитуриент получает право на дополнительные баллы, которые будут учитываться вместе с результатами ЕГЭ при зачислении на первый курс.

Сочинение будет учитываться наряду с аттестатом, нормами ГТО и победой на олимпиаде.

Критерии оценки сочинения для высшего образования утверждаются Рособрнадзором. 

Десять критериев оценки, максимальный сырой балл - 20.

Максимальный тестовый балл - 10.

Таблица перевода 20-ти балльной шкалы в 10-ти балльную 

Первичный балл

0-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17

18

19

20

Отметка по 10-ти бальной шкале

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

ТАБЛИЦА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ 

БАЛЛЫ

КРИТЕРИИ в вузе

оценка в баллах

КРИТЕРИИ в школе

за что ставится «незачет»

К1. Соответствие теме

К1. Соответствие теме

2

рассуждения на предложенную тему, убедительный путь её раскрытия коммуникативный замысел сочинения выражен ясно

Сочинение не соответствует теме, нет цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла

1

поверхностное рассуждение, но, коммуникативный замысел сочинения прослеживается

0

сочинение не соответствует теме,

и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

2

  • не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, свой вариант использования литературного материала;
  • различный уровень осмысления: от элементов смыслового анализа  до системного анализа текста источника;
  • не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (имя  автора, название произведения, имена персонажей, топонимы произведения, сюжетная линия, литературные и исторические источники и т.п.)

Сочинение написано без привлечения литературного материала, существенно искажено содержание произведения, литературные произведения лишь упоминаются в работе

1

  • только общие высказывания по поводу художественного произведения
  • простой пересказ
  • 2-4 фактические ошибки

0

  • литературный  материал не привлекался, или  только  упоминался в работе, не становясь опорой для рассуждения
  • 5 и более  фактических ошибок

К3. Композиция

К3. Композиция и логика рассуждения

2

  • композиционная цельность
  • логичность изложения мыслей и соразмерностью частей,
  • нет нарушений последовательности,
  • нет повторов

Грубые нарушения логики, мешающие пониманию смысла текста

1

  • внутри смысловых частей есть нарушения последовательности
  • необоснованные повторы
  • прослеживается композиционный замысел,
  • встречаются нарушения композиционной связи между смысловыми частями
  • мысль повторяется и не развивается

0

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна

К4. Качество речи

К4. Качество письменной речи

2

  • мысль выражена точно,
  • лексика богатая
  • грамматические конструкции разнообразны
  • термины уместно употребляются
  • штампы отсутствуют

Низкое качество речи, речевые ошибки, мешающие пониманию смысла текста

1

Бедный  словарь

однообразный грамматический строй речи

0

пониманию смысла высказывания мешает плохое качество речи

 язык бедный, примитивный

просторечные выражения, вульгаризмы

К5. Оригинальность сочинения

 

1

  • творческий, подход к раскрытию темы: интересные идеи, или  неожиданные и убедительные аргументы
  • свежие наблюдения
  • яркость стиля

 

0

нет проявлений самостоятельности мышления, творческого,  подхода, оригинального стиля

 

К6. Речевые нормы

К5. Грамотность

2

не более 2 речевых ошибок

Грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки: более 5 ошибок на 100 слов

1

3-4 речевые ошибки

0

5 и более речевых ошибок

К7. Орфографические нормы

3

1 негрубая ошибка

2

2-3 орфографические ошибки

1

4-5 орфографических ошибок

0

  более 5 орфографических ошибок

К8.Пунктуационные нормы

3

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка

2

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки

1

Допущено 4-5 пунктуационных ошибок

0

Допущено более 5 пунктуационных ошибок

К9.Грамматические нормы

2

Допущено не более 2 грамматических ошибок

1

Допущены 3-4 грамматические ошибки

0

Допущено 5 и более грамматических ошибок

К10. Фактическая точность в фоновом материале

1

Фактические ошибки отсутствуют

0

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более)